Школа безопасности

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЕНКА. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
И ГИБЕЛИ ОТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН


В преддверии летних школьных каникул и в связи с началом активных перевозов детей к местам их проведения в РБ прогнозируется рост объективных угроз обеспечения безопасности детей, в том числе на улицах и на дорогах. В связи, с чем с 25.05 по 05.06 2022г. госинспекция проводит республиканский специальный комплекс мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних «Внимание – дети».
В структуре травм, отравлений и других несчастных случаев в детском возрасте (0-17 лет) первое место занимают травмы конечностей (более 70%), из них 26-30% приходится на переломы костей. На травмы головы и шеи приходится – 11-15%, ожоги – 3-4%, травмы в области живота и спины – 2-2,4%, травмы в области грудной клетки – 2%, последствия проникновения инородного тела – 1-1,4%, отравления и токсические действия других веществ – 0,7-0,8%, травмы, захватывающие несколько областей тела – 0,3-0,7%, последствия травм – 0,1-0,4% и др. причины.
По данным ведомственной статистической отчетности основными видами, определяющими механизм получения и характер травм, являются бытовые травмы – 50-60% и уличные травмы – 20-30%, в меньшей степени школьные и спортивные травмы – по 5-6%, транспортные – 0,7-1,5% и прочие – до 5%.
За последние несколько десятилетий травматизм был признан проблемой, которую можно предотвратить с помощью скоординированных действий общественного здравоохранения. Мнения изменились, и теперь профилактика травматизма воспринимается как обязанность общества, и признается, что системная профилактика на доказательной основе является более эффективной мерой, чем трактовка травматизма как случайных и неизбежных несчастных случаев, которые можно смягчить посредством просвещения.
Мы, медицинские работники, напоминаем о правилах поведения несовершеннолетних в различных условиях.
Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:
• остановиться на обочине;
• посмотреть в обе стороны;
• перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
• переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;
• идти, но ни в коем случае не бежать;
• переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора.
Старших детей необходимо научить присматривать за младшими.
Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной смерти и травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты. Детей нельзя сажать на переднее сидение машины.
При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности.

БЕЗОПАСНОСТЬ В МАШИНЕ

  1. До 12 лет перевозите ребенка только в специальном детском автокресле, соответствующем ему по росту и весу, и пристегнутым.
  2. Должным образом установленное сиденье при правильном его использовании снижает риск летального исхода в дорожно-транспортном происшествии на 70 %.
  3. Автолюльки 0+ (до 1 года или до 13 кг) должны крепиться к соседнему с водителем сиденью против хода, все последующие группы детских автокресел — по ходу движения транспортного средства посередине заднего сиденья.
  4. Надежные автокресла имеют маркировку о соответствии стандартам безопасности, а также хорошие показатели краш-тестов, информацию о чем можно узнать на сайте производителя и других специализированных интернет-ресурсах.
  5. Покупайте автокресло б/у, только если знаете, что оно не побывало в дорожном происшествии.
  6. Включите «детский замок» на дверях автомобиля, заблокируйте стеклоподъемники.
  7. Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности сами — подавайте хороший пример детям.
    Никогда не оставляйте ребенка в машине, ни на минуту, особенно в жаркую погоду: температура в ней моментально и очень сильно поднимается, что грозит малышу обезвоживанием, потерей сознания и более опасными проблемами.
    ЗАЩИТА РЕБЕНКА НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ
    На детской площадке не спускайте с ребенка глаз. Это несложно: вероятнее всего, он сам будет вас звать, чтобы вы оценили его ловкость.
  8. Выбирайте подходящую одежду — без длинных шнурков и подтяжек, ожерелий и шарфов на шее, сумочек через плечо.
  9. Детские площадки должны соответствовать возрасту ребенка, иметь безопасное покрытие (резина, песок) и надежно закрепленное оборудование из легких материалов (пластмасса, резина, мягкое дерево). Хорошо, когда территория для самых маленьких отделена от зоны для активных игр детей постарше.
  10. Приучайте ребенка всегда использовать оборудование на детских площадках по назначению и в соответствии со своими возрастными способностями.
  11. Не разрешайте маленькому ребенку играть вместе с детьми школьного возраста, особенно с подростками: это группа наивысшего риска по травматичности во время игр.
  12. Качели, карусели и спортивные снаряды — основные объекты, представляющие серьезную опасность на детской площадке. Огромное количество серьезных травм дети получают именно там. Напоминайте ребенку о том, что необходимо соблюдать технику безопасности при обращении с ними. Учите малыша, упавшего рядом с движущимся снарядом (качели, карусели и проч.), не поднимать голову и не вставать на ноги, пока он не отползет от него на значительное расстояние.
  13. Разрешайте ребенку играть в песочнице, только убедившись, что там нет посторонних предметов (стекла, окурков, экскрементов животных и т. д.). Учите малыша не кидаться песком: это невежливо, а еще он может попасть в глаза. Если это произошло, не позволяйте ребенку тереть их и как можно быстрее промойте чистой водой.
  14. Кататься на роликах, велосипеде, досках и других подобных средствах можно только в шлеме, защите для локтей, коленей и запястий и вдали от проезжей части. Учите ребенка проверять свое транспорт (колеса, тормоза и т. д.) перед каждой поездкой. В первые годы вам нужно делать это самим.
  15. Пусть ребенок с самого раннего детства приучится подавать предупреждающие звуковые сигналы (звонок на велосипеде).
  16. Учите детей правильно падать. Важно избегать падений вперед на выпрямленные руки, назад на спину и пятую точку. В последнем случае необходимо прижимать подбородок к груди, чтобы не случилось сильного удара головой. При первых же признаках потери баланса нужно пригибаться ближе к земле, чтобы сократить дистанцию и смягчить последствия.
    После падения, прежде чем вставать, ребенок должен уметь оценивать свое состояние. Вначале научитесь делать это сами. Осмотрите все места ушиба, аккуратно проверьте подвижность конечностей и целостность костей и кожных покровов. Даже если все в порядке, дома проведите осмотр еще раз. Следите за состоянием ребенка: слабость, головокружение, тошнота, рвота, сильные отеки в местах ушиба, потеря чувствительности и подвижности сигнализируют о том, что нужна помощь врача, чтобы исключить возможность скрытых травм (сотрясение мозга, переломы костей без смещения и др.).
    БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ
    Приучите ребенка всегда ходить с вами за руку, особенно рядом с проезжей частью, на пешеходных переходах, парковках.
  17. Никогда не пересекайте с детьми проезжую часть в не установленном для этого месте — только по пешеходным переходам!
  18. При переходе через проезжую часть учите детей сначала смотреть налево (в странах с правосторонним движением), направо и снова налево. Только убедившись, что машин поблизости нет, можно переходить дорогу. Следуйте этим правилам неукоснительно и сами.
  19. Научите ребенка устанавливать контакт глаз с водителем транспортного средства, приближающегося к переходу. Перед тем как пересечь улицу, необходимо убедиться в том, что он видит пешехода, снизил скорость (если автомобиль далеко от перехода) или остановился (если машина в непосредственной близости).
  20. Находясь на улице, обращайте внимание ребенка на ПДД, отмечайте неправильное поведение водителей и пешеходов на дороге, переходах, светофорах, парковках и остановках городского транспорта.
  21. Дети до 10 лет должны переходить дорогу только в сопровождении взрослого: до этого возраста они не могут правильно оценивать скорость приближающегося транспортного средства и дистанцию до него.
  22. Напоминайте ребенку, что нельзя вырываться из ваших рук и перебегать дорогу, завидев знакомого на противоположной стороне улицы. Причем это одно из тех категорических «нельзя», которые остаются в словаре даже самого демократичного и мягкого родителя.
  23. Будьте хорошим примером: демонстрируйте то поведение на улице, которого ожидаете от ребенка. Так, не ведите переписку в телефоне на ходу (тем более за рулем), не пользуйтесь наушниками, не позволяющими слышать звуки улицы, — эти правила очень пригодятся детям, когда они войдут в подростковый возраст.
  24. Лучше, если в темное время суток на одежде ребенка будут светоотражающие элементы или наклейки. Если таковых нет, надевайте на вечерние прогулки сигнальный жилет. Напоминайте малышу, что ночью водители не видят пешеходов в темной одежде, поэтому даже при движении по переходу необходимо убедиться, что приближающиеся машины остановились. Пока ребенок маленький и не ходит по улице без вашего сопровождения, неукоснительно следуйте этому правилу сами.
    БЕЗОПАСНОСТЬ В МАГАЗИНЕ
    Крупный магазин — вселенная с бесконечным количеством объектов, манящих ребенка новизной и красками. Отправиться в самостоятельное путешествие с целью заняться их изучением — лучшее приключение для ребенка. Чтобы этого не произошло, пусть у него будет активное общение с вами, а при себе — любимая игрушка, книжка, ваш смартфон с играми, наконец, лишь бы он не заскучал и не решил получить новые впечатления отдельно от вас.
  25. В магазине не оставляйте ребенка без присмотра: витрины, телефонный разговор, примерка одежды не повод выпустить малыша из рук и из вида.
  26. Напишите номер вашего мобильного телефона на руке ребенка или положите в карман записку с ним, чтобы с вами могли связаться, если малыша найдут в соседнем магазине без сопровождения. Хорошо, если у ребенка всегда при себе контакты родителей: бирка на одежде, записка в кармане, адресник на рюкзаке.
  27. Не паникуйте, если потеряли ребенка из вида. Зовите его по имени, возвращаясь в то место, где видели его в последний раз.
  28. Обратитесь к охране магазина, в их арсенале есть набор средств (включая службу радиооповещения) по нахождению потерявшихся посетителей.
  29. Перед походом в магазин проговорите с ребенком план на случай, если он потеряется: оставаться на одном месте, звать вас по имени, обратиться к дяде или тете в форме / с биркой на груди (охрана или сотрудник магазина), к другому человеку, вызывающему доверие (другой маме), чтобы сообщить о том, что родители потерялись, сказать, что в кармане / в сумке / на брелоке рюкзака или любимой игрушки записан телефон мамы или папы.
  30. Пристегивайте ребенка ремнем безопасности (имейте свой при себе) к тележке в супермаркете.
  31. Держите ребенка за руку или на руках на эскалаторе, в лифте, на лестнице, в секциях, в проходах, в ресторанных двориках и во всех остальных местах тоже.
  32. В торговых центрах учите ребенка никогда не уходить с детской площадки, не дождавшись вашего возвращения. Даже если ребенок наигрался и начал волноваться, что вас все еще нет, он не должен покидать того места, где вы его оставили.
    САНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  33. Учите ребенка, что ничего нельзя класть в рот без вашего разрешения, будь то выпавшая на землю из кармана сушка, кусочек сыра на дегустации в магазине, красивая ягода в лесу или конфета от сердобольной бабушки в очереди в поликлинике.
  34. Приучайте ребенка тщательно мыть руки с мылом по возвращении с прогулки домой. Если вы принесли с улицы каштановые орехи или красивые камешки (только крупного размера!) — вымойте их с мылом и хорошо просушите.
  35. Учите ребенка не трогать животных и птиц на улице: они могут быть источниками инфекций, представляющих серьезную угрозу для здоровья человека.
  36. Всегда выходите на улицу с бутылкой питьевой воды, влажными и сухими салфетками, дезинфицирующим гелем для рук.
    Приучайте детей дезинфицировать руки после контакта с грязными поверхностями.

БЕЗОПАСНОЕ ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ

  1. Составьте список тех, с кем ребенок может разговаривать на улице и в общественных местах: полицейский, охрана, сотрудник заведения (магазин, кинотеатр, музей и т. д.). Объясните ребенку, что несмотря на то, что в мире много хороших и добрых людей, все же встречаются те, кто хочет причинить вред другим.
  2. Находясь с ребенком в общественном месте (например, в магазине), обсудите с ним, с кем из прохожих он решился бы заговорить, следуя вашим правилам: с мамой двойняшек в коляске, с человеком в темной форме и фуражке, с женщиной с бейджиком на груди. Дайте оценку выбору ребенку, проговорите детали, если он оказался неправильным.
  3. Учите детей никогда не разговаривать с незнакомцами не из разрешенного списка, не откликаться на их просьбы и приглашения, не принимать подношений (конфета, печенье) без вашего личного разрешения, даже если человек заверяет ребенка в том, что оно от вас уже получено.
  4. По мере взросления ребенка продолжайте обсуждать подобные вопросы, постепенно расширяя зону ответственности ребенка за самостоятельные решения и поведение в обществе. Адаптируйте социальные ситуации под возраст вашего чада. Если двухлетнего достаточно обучить не уходить с дядей, которого он не знает, с детской площадки, то десятилетнему уже пора знать, что нельзя садиться в лифт с незнакомыми людьми.
  5. Уже в районе 4 лет можно начинать учить ребенка запоминать, как его зовут, имена и фамилии родителей, а также номера ваших мобильных телефонов, чтобы можно было связаться с вами в случае, если малыш оказался в общественном месте один, без вашего сопровождения.
    Учите ребенка держать вас в поле зрения — например, в детском парке не уходить без вашего разрешения и сопровождения на соседнюю площадку.
    БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРИРОДЕ
    Для прогулок в лесу и парках надевайте на ребенка майки или рубашки с рукавами, закрывающими предплечья, заправляйте их в брюки, а те, в свою очередь, в носки; длинные волосы собирайте в пучок и прячьте под головным убором (платком, панамой, бейсболкой).
  6. После прогулок в сезон с мая по октябрь проверяйте ребенка на предмет укусов клещей.
  7. Летом уводите ребенка с прямых солнечных лучей с 12 до 16 часов, в регионах с жарким климатом — с 11 до 18. Пользуйтесь солнцезащитным кремом с высоким SPF (от 30), панамами, легкой светлой одеждой.
  8. Не оставляйте ребенка без присмотра вблизи воды, будь то море, река, озеро или бассейн. Не полагайтесь на надувные игрушки, круги, нарукавники, матрасы и прочие приспособления для плавания: они не являются спасательными средствами.
  9. Как только ребенок оказывается в воде, взрослый должен быть рядом, не дальше чем на расстоянии вытянутой руки. Не позволяйте ничему себя отвлечь.
  10. Учите ребенка держаться на воде и плавать как можно раньше — с 3 – 4 лет, а подводному плаванию дети «обучены» с рождения самой природой: все мы появляемся на свет с плавательными рефлексами, которые начинают «работать», если поместить ребенка в водную среду.
  11. С раннего детства обучайте сына или дочь основным правилам поведения на воде: не заходить в грязный водоем, не нырять в незнакомых местах, не плавать в одиночку, не заплывать за буйки, не купаться при сильных волнах и там, где разрешено использование плавучих средств — скутеров, лодок и т. д.
  12. Просвещайте детей на темы отводных течений, водоворотов, воронок и других опасных явлений, связанных с водой.
  13. Знайте правила оказания первой помощи на воде.
    Первая помощь
    КАК ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ
    Мы надеемся, что c нашими детьми не случится ничего плохого. Однако все же советуем запомнить правила оказания помощи, чтобы чувствовать себя уверенно.
    На воде
  14. Самое первое действие при подозрении, что в легкие ребенка попала вода, — немедленный вызов скорой помощи.
  15. Как можно быстрее обеспечить доступ кислорода к мозгу и тканям. Для этого необходимо:
    2.1. очистить ротовую полость от посторонних предметов (песок, ил и т. д.);
    2.2. положить ребенка грудью на колено взрослого головой вниз;
    2.3. несколько раз надавить на спину между лопаток, добиваясь выхода воды;
    2.4. после освобождения дыхательных путей от воды начать искусственную вентиляцию легких и массаж сердца: в положении на спине сделать несколько надавливающих движений (если ребенок маленький — двумя пальцами, если постарше — ладонью) посередине грудины и один глубокой выдох кислорода «рот в рот» при зажатом носе и откинутой немного назад голове;
    2.5. продолжать реанимационные мероприятия — 30 надавливаний на 2 вдоха — все время до приезда бригады скорой помощи.
    Описанная здесь процедура является ознакомительной. Для лучшего овладения навыками реанимации можно обратиться к материалам на специализированных ресурсах (сайт МЧС ) или посетить тренировочное занятие, посвященное теме первой медицинской помощи.
    При травмах и кровотечениях
  16. При носовом кровотечении попросите ребенка сесть, голову наклонить немного вперед, зажать ноздри и дышать ртом, положите ему на переносицу лед. Вызовите скорую помощь, если кровотечение продолжается более 15 – 20 минут.
  17. При падениях и сильных ударах, если малыш кричит, старайтесь его успокоить, параллельно осторожно проверяя, нет ли существенной травмы. Осмотрите голову, шею, грудную клетку, спину, брюшную полость, таз, конечности. Выполняйте движения максимально аккуратно и осторожно. Если ребенок потерял сознание, немедленно вызовите скорую помощь.
  18. При кровотечении наложите на рану давящую повязку. Если задеты конечности и кровотечение обильное, необходимо передавить артерию выше травмированного места пальцами или путем наложения жгута (в качестве вспомогательных средств можно использовать шарф или ремень). Держать жгут разрешается не более 30 – 60 минут, поэтому прибегать к этому способу можно только как к крайней мере.
  19. При переломе костей руки или ноги необходимо обездвижить конечность между суставами, расположенными до и после поврежденного места, зафиксировав ее при помощи шины или подручных средств (доска, палка, линейка) и бинта. При открытых переломах нельзя накладывать шину на травмированный участок.
    При ожогах
    Если ребенок схватил рукой горячий предмет или получил ожог кипятком, подержите пострадавший участок под холодной проточной водой 15 минут. Если малыш не может терпеть такую процедуру, наложите на место ожога холодный компресс. Дайте обезболивающее. Обработайте рану аэрозолем от ожогов или наложите повязку со специальной мазью или кремом. Никогда не смазывайте обожженное место маслом.
    Если площадь пораженного участка больше нескольких сантиметров, находится на лице, руках, ногах или в районе гениталий — вызовите скорую помощь.
    При отравлениях
    Вызвав скорую помощь, необходимо самостоятельно провести промывание желудка: пострадавший должен выпить несколько стаканов воды, а взрослый — вызвать у него рвоту путем надавливания пальцем на корень языка. Общий объем жидкости для маленького ребенка может составлять 2 – 3 литра. После того как рвотные массы приобретут чистый прозрачный цвет, малыша необходимо положить на бок в удобную позу и укутать.
    При солнечных и тепловых ударах
    Если ребенок перегрелся на солнце (слабость, головная боль, бледные и влажные кожные покровы, головокружение, обморок, учащенное сердцебиение и дыхание, тошнота, рвота), его необходимо перенести в нежаркое место с доступом свежего воздуха, положить на голову и шею мокрые холодные полотенца, дать выпить прохладной воды.
    При укусах животных
  20. Промыть рану под струей проточной воды, желательно с мылом.
  21. Обработать поврежденное место спиртом, йодом или перекисью водорода.
  22. Нанести на рану антибактериальную мазь.
  23. Наложить стерильную повязку.
  24. Обратиться за врачебной помощью — может потребоваться прививка от бешенства.
    При попадании посторонних предметов в дыхательные пути
    Чтобы предотвратить попадание посторонних предметов в дыхательные пути, не позволяйте ребенку есть во время подвижных игр и поездок на машине. Не давайте малышу до 3 лет орехи, виноград, попкорн, маленькие леденцы, сырые овощи и фрукты, порезанные брусочками.
    Если же это все-таки произошло, необходимо оказать первую помощь. В случае с маленьким ребенком действия взрослого должны быть следующими:
    • положить малыша на колени лицом вниз, постучать ладонью по спине между лопатками 5 раз;
    • если это не сработало, положить ребенка на спину, надавить на точку посередине грудной клетки указательным и средним пальцами 5 раз;
    • если дыхательные пути не освободились, немедленно вызвать скорую помощь.

Врач педиатр районный Щелкун З.Р.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.