Депрессивные состояния у подростков

Депрессивные состояния у подростков как причина трудностей в                      детско-родительских отношениях.

 

Согласно словарю психологических терминов, «детско-родительские отношения – это совокупность поведенческих стратегий и отношений по воздействию родителя на ребёнка, задающая основной тон воспитательной деятельности в семье, семейную атмосферу, а также оказывающая прямое влияние на формирование личности ребёнка в семье. Детско-родительские отношения имеют 2 полярности. Первая полярность характеризуется степенью и качеством эмоционального отношения родителя к ребёнку, его общее родительское представление о своей роли и образ собственного ребёнка. Любящий родитель терпимо воспринимает любые психофизические особенности своего ребёнка, а также с радостью поощряет и помогает ребёнку развивать у себя самостоятельность и инициативу.

Вторая полярность имеет две крайности: автономия и контроль. Если в первом случае излишняя автономия, предоставленная родителями, граничит с беспризорностью, то излишний строгий контроль ограничивает любые порывы личности ребёнка к гармоничному развитию, пресекает инициативу и искажает все особенности ребёнка, направляя их в отрицательное русло. Таким образом, тип воспитания, избранные в кругу семьи, должен находить равновесие как в первой полярности, так и во второй.

Н.И. Беляева выдвинула ряд негативных типов детско-родительских отношений, от принятия которых следует воздерживаться и избегать.

Среди этих ролей выделяются такие как:

— гипопротекция (недостаток участия и проявления интереса к личности ребёнка);

— доминирующая гиперпротекция (излишнее опекунство ребёнка, переходящее адекватную грань, проявление черт авторитаризма);

— потворствующая гиперпротекция (излишнее опекунство ребёнка, граничащее с излишним либерализмом, раболепствующим преклонением перед ребёнком);

— культивирование болезни;

— эмоциональное подавление и отвержение;

— жестокое отношение;

— повышенная моральная ответственность;

— противоречивое воспитание;

— воспитание вне семьи.

Также мы видим, что при применении различных, зачастую противоречивых методик и подходов к общению родителя с ребёнком, а значит, так называемое «перескакивание» с одного типа детско – родительских отношений на другой также формируют у ребёнка недоверчивое отношение к родителю, лицемерие.

 

 

 

Депрессивное состояние подростков как причина развод родителей.

 

Дети всегда очень остро переживают развод родителей. Многие при этом винят себя. Считают, что они сами что-то не сделали, чтобы удержать любимого родителя. Боятся, что родитель, который ушёл из семьи, перестанет их любить. Сердятся на того родителя, с которым остались жить. Некоторые начинают манипулировать родителями, стараются получить дополнительные подарки или избегать наказания за плохие оценки. Другие начинают чаще болеть, у них появляется раздражительность, плаксивость, обидчивость.

Исследования показывают, что в течении первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Подростки также переживают развод родителей, и часто даже острее, чем младшие дети. У Подростков реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей. Чаще всего, после развода у детей портятся отношения с одним из родителей. Примерно через год после развода родителей все проблемы сглаживаются, и эмоциональное состояние ребёнка начинает восстанавливаться. Это возможно лишь при условии, если ребёнок чувствует любовь родителей, свою важность, у него есть чувство защищённости, безопасности и осознание того, что он не одинок. Если последний пункт не соблюдён, то как следствие развивается алкогольная зависимость в подростковом возрасте.

 

 

 

Алкоголизм у подростков.

 

 

В жизни, говорят, всё начинается с малого. Так происходит и с наркологическими заболеваниями. На данном пути первая ступень отклонения от здорового образа жизни – курение. Вторая ступень – алкоголизм, а далее следуют наркомании и токсикомании, завершающие печальную «карьеру».

Как известно, самым существенным признаком наркологической болезни является влечение к соответствующему веществу. При алкоголизме это тяга к спиртному, пристрастие к пьющей компании и к состоянию опьянения.

Вместе с тем, данное влечение созревает не сразу. Его появлению предшествует доклинический период употребления алкоголя – период скрытой подготовки механизмов болезни. Это время, о котором говорят – «пил, как все», т. е. подчёркивают, что ещё не было алкоголизма. Совершенно очевидно, что в целях первичной профилактики алкоголизма крайне важно выявить, почему же вообще начинают пить и почему пьют даже тогда, когда наркоманическая зависимость ещё отсутствует.

Лишь при поверхностном рассмотрении может показаться, что все здесь ясно и просто: дети и подростки пьют из любопытства, из подражания и нежелания отстать от товарищей; пьют для того, чтобы разогнать скуку и испытать весёлое настроение, пьют из ложного понимания пути к взрослению и т.д. Если же на данные мотивы посмотреть внимательнее, то они вообще окажутся не мотивами, а всего лишь оправданием, т.е. рационализацией своего приобщения к алкоголю, объяснением себе и другим почему я пью. Истинная мотивация алкогольного поведения не всегда видна. Для того, чтобы её вскрыть, предстоит тщательно изучить у подростка его жизнь, выявить сложную структуру и иерархию мотивов поведения, исходя из того, что в норме цель поведения и его мотивация определяются самым сложным психическим образованием – личностью.

Таким образом, одним из первых факторов, обусловливающих мотивы приобщения ко всевозможным психоактивным веществам, является преобладание в личности подростка инфантильно-гедонических потребностей – в результате упущений в воспитании детей. Трезвеннические потребности – всегда более высокие и более духовные. Их формирование требует больших усилий со стороны семьи, школы и общества в целом.

Вторым фактором, способствующим отклоняющемуся поведению подростков, являются психофизиологическая неустойчивость подросткового возраста и усиление в данном возрасте таких инстинктов, как потребность в общении, в подражании, потребность в группировании.

Продолжает быть острой потребность в общении с так называемой «актуальной» группой, а проще – с той компанией, которая кажется интересной. Понятно, что выбор компании зависит от ранее привитых подростку вкусов и интересов. Изменяется в данном возрасте также характер общения: уже не устраивают разговоры «обо всём и ни о чём» и пустое времяпровождение. Хочется острых ощущений, эмоциональной насыщенности, и хочется произвести впечатление – пусть даже неосмотрительными поступками и бессмысленным геройством.

Острая потребность общения и группирования ведут к тому, что юноши и девушки объединяются в группы, оттачивают общность интересов, стихийно подчиняются «лидеру», индуцируют друг друга вкусами, взглядами, интересами, привычками, в том числе обучают друг друга курить и пить. И как важно с раннего детства привить здоровые увлечения, навыки правильного образа жизни, а далее – чтобы молодые видели социально значимые цели, чтобы находили себе применение в увлекательных, серьёзных и важных делах. Задача взрослых – помочь найти такие дела.

Немаловажную роль в формировании мотивов питейного поведения играют напряжённые или даже конфликтные отношения подростков со взрослыми. Известно, что правильное воспитание сочетает в себе в разумных соотношениях строгость и требовательность, с одной стороны, ласку и заботу —  с другой. К сожалению, у взрослых нередко отсутствует и то, и другое. Особенно дети чувствительны к проявлениям несправедливости, нечестности, неискренности, лживости и непорядочности, от кого бы эти свойства не исходили – от родителей, учителей или от общественных работников.

Таким образом, психология подростков представляет собою фактор повышенного риска приобщения к употреблению психоактивных веществ. Ведущим при этом мотивом является потребность в общении и в подражании взрослым, а также друг другу. Питейный вариант поведения вначале избирается лишь как форма такого общения, потому, что таковы обычаи, так общаются взрослые – в жизни, на экране кино и телевизоров. Потому что с самого раннего детства питейное общение стало в сознании одной из моделей образа жизни или даже её концепцией. Лишь потом становиться известным, что в опьянении общаться легче – не нужны тебе эрудиция, разнообразие интересов, усилия воли, — в опьянении все одинаковы.

В последующем выступают и другие мотивы употребления алкоголя, как у взрослых потребность снять эмоциональное напряжение и стресс, улучшить настроение, повеселиться, выпить, чтобы забыться от неприятностей и т.д. Вначале, однако, подростки пьют с целью общения в компаниях, осознанно или подсознательно удовлетворяя потребности любопытства («что это такое-алкоголь?»), подражая, желая быть похожим на «лидера», на взрослых и т.п. Кроме того, каждый новичок, принимаемый в группу, хочет показать себя сильными смелым, он не хочет быть отвергнутым. Ну, а «сильный молодец» — это по его понятиям тот, кто может выпить и, по — возможности, не опьянеть.

При наличии всех перечисленных выше проблем ( трудности в детско-родительских отношениях, развод родителей), если добавиться отвержение подростка в компании, как следствие, может случиться суицид.