Детская психологическая помощь

ГУЗ «Городской клинический детский психоневрологический диспансер» г. Минск

с 15 октября 2017 года начала работать

телефонная Детская линия помощи

               8-801-100-1611

Детский психолог

Скоромная В.В.

График работы:

понедельник-пятница  8.00- 16.30. Обед 13.00-13.30

адрес Вокзальной 31 в прием ведётся по предварительной записи по тел. 5-71-02

Дети растут, начинают осознавать собственное «я». В первые годы с рождения они милые и послушные, но они постоянно развиваются. Развиваются и новые эмоции: капризность, страх, упрямство, непослушание и др. Не всегда взросления ребенка проходит без «проблем». Родители не всегда улавливают эти моменты изменения характера и правильно на это реагируют. Иногда чрезмерные потакания капризам, или суровые наказания могут создавать проблемы, которые не разрешаются. В таких ситуациях и необходима помощь детского психолога.

Детский психолог анализирует Вашу индивидуальную ситуацию и подбирает те методы, которые смогут эффективно решить возникающие «проблемы». Используя в своей работе   хорошо зарекомендовавшие себя методы: песочная терапия, арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия,  методы нейрокоррекции и многие другие.

Кому поможет детский психолог?

Наиболее распространенные симптомы при возникновении которых необходима помощь психолога:

  • Агрессивность: ребенок обижает других детей, забирает или ломает игрушки, злится на родителей…
    Причин может быть множество, но нельзя жестко наказывать. Ребенок не усвоит урок, а злоба укоренится глубже.
  • Повышенная застенчивость. Можно спутать со скромностью и часто не видят в этом ничего страшного. Ребенок безинициативен, молчалив, избегает контакта с детьми — в последствии это может перерасти в серьезную проблему в социальной адаптации.
  • Страх. Если ребенок сильно боится темноты, животных или насекомых, боится спать один. Это может быть серьезной проблемой: страх делает ребенка беспомощьным и угнетенным.
  • Гиперактивность. Энергия ребенка бьет через край и он не устает — это приводит к эмоцианальным срывам, злости. Это необходимый повод обращения к детскому психологу. Он поможет направить энергию в правильное русло.
  • Чрезмерное чувство вины. Часто возникает по вине взрослых, где родители давят своим авторитетом, ставят в пример других детей и намеренно принижают ребенка за малейшую неуспеваемость или провинность.
  • Так же многие другие ситуации могут стать поводом для обращения за психологической помощью.

 

 Телефон доверия для детей в РБ

8(017) 263-03-03

Телефон доверия в г. Витебске (круглосуточно)

8(0212) 61-60-60

Для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации с 15 октября 2017 года начала работать телефонная детская линия

8-801-100-1611

                        Профилактика подросткового алкоголизма

Профилактика алкоголизма среди подростков в большей степени относится к первичной. Под вторичную профилактику попадает порядка 2–5% подростков, из тех, кто уже пробовал алкоголь и кому нравится. В единичных случаях, после лечения алкоголизма, применяется третичная профилактика с целью формирования стойкой ремиссии.
Чаще употребление начинается с легких алкогольных напитков в кругу друзей, и даже в кругу семьи. 90% подростков первую пробу снимают в 15–16 лет, но нередко бывают случаи первого употребления в 12 и 13 лет. Употребление в более ранние сроки относится к единичным случаям.
Для эффективной профилактики важно понимать, почему подростки начинают пить:
• подражательство «взрослому» поведению;
• желание казаться брутальным, крутым, бравым в компании друзей;
• любопытство, подростковость – это возраст экспериментов;
• чувство «стадности», неумение сказать «нет» в компании.
Известно, что лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить. Это обоснованно как с психологической и медицинской, так с экономической и даже социальной стороны. Течение подросткового алкоголизма имеет свои особенности:
Чем раньше ребенок начинает употреблять алкоголь, тем более выражены его негативные последствия на нервную и эндокринную системы. В силу их незрелости и уязвимости.
У ребенка быстрее формируется зависимость как на психическом, так и физическом уровне.
Стадии подросткового алкоголизма сжаты.
У подростков быстро развивается и тяжело протекает абстиненция (синдром отмены).
В клинику детского алкоголизма быстро присоединяется «белая горячка» и другие психозы, которые труднее купировать, чем у взрослого человека.
У ребенка быстрее развиваются поражения внутренних органов.
На фоне алкоголизма быстрее наступает деградация личности ребенка.
Подростка труднее лечить ввиду сниженной ответственности и отсутствия мотивационных якорей к трезвости.
Алкоголь у подростков зачастую является только началом употребления психоактивных веществ. Пьющий подросток легче переходит к экспериментам с марихуаной, спайсами и прочими наркотиками.
Проблема ранней алкоголизации ребенка актуальна в тех семьях, где дети живут беспризорно и безнадзорно. Если родители сами сутками пьянствуют вряд ли они вовремя заметят, когда ребенок впервые попробовал алкоголь. У внимательных родителей сей факт не останется незамеченным, но беда в том, что никто от этого не застрахован. Ведь причиной может стать активное и целенаправленное включение вашего ребенка в алкоголизацию лидером какой-то компании.
Возможные признаки употребления алкоголя:                                                             Появление секретов от родителей. Подросток перестал говорить куда уходит, юлит, сочиняет, при этом теряется из виду надолго.
Сменился круг друзей и новые товарищи не вызывают у вас доверия. Присмотритесь к друзьям ребенка, попробуйте их разговорить, выяснить их интересы. Вероятность возрастает, если друзья порядком старше.
Ребенок стал хуже учиться, потерял интерес к былым увлечениям спортом или творчеством.
Ребенок стал просить больше карманных денег.
Что касается других психоактивных веществ, то возможна необъяснимая смена настроения или необычное поведение (крепкий дневной сон, бессонница ночью, отсутствие аппетита или, наоборот, волчий голод, непродуктивная активность, агрессия, эйфория).
Профилактические мероприятия, направленные на подростков, реализуется в детских организациях: школах, интернатах, лагерях. Применяются лекции, фильмы, групповые психологические тренинги на формирование правильного поведения, устойчивости к стрессам и умения сказать «нет» в нужной ситуации. Путем приобщения к спорту, играм и полезным творческим увлечениям, формируется приоритет полезного времяпрепровождения, альтернативного пьянству и безделью. Однако в каждом конкретном случае главенствующую роль у детей и подростков играет семейная профилактика.
Ребенок с младенческих лет на подсознательном уровне впитывает модель поведения в семье и обществе. Если он часто видит родителей употребляющих алкогольные напитки – такая жизнь является для него нормой. Маловероятно, что он будет адекватно воспринимать лекции о вреде алкоголя. Кроме социальной значимости семейный алкоголизм несет и генетический риск развития болезни. Ведь у пьющих семей из поколения в поколение передаются гены, отвечающие за быстрый метаболизм алкоголя. Что на 25% повышает риск развития зависимости у ребенка, даже если он будет расти в благополучной среде. Нередко у пьянствующей матери ребенок привыкает к алкоголю еще с внутриутробного периода и кормления грудью. По статистике если 1 родитель страдает алкоголизмом, риск развития зависимости у ребенка на 30–40% выше, чем в среднем в популяции. А если оба родителя пьянствуют, частота алкоголизма у детей в 3 раза выше, и течение его более злокачественное.

К семейной профилактике зависимостей относится:
ü пример постоянной трезвости со стороны родителей и родственников;
ü отношение к здоровью как к основной ценности;
ü любовь и доверительные отношения между членами семьи;
ü отсутствие гиперопеки над ребенком и уважительное отношение к личности ребенка;
ü участие в жизни ребенка, проявление интересов к его проблемам и достижениям, поддержка инициативы ребенка к спорту, творчеству и труду;
ü целенаправленные разговоры с ребенком о вреде курения, алкоголя и наркотиков.
Пиком употребления алкоголя у лиц, не страдающих алкоголизмом, является молодой возраст от 18 до 30 лет. Для многих это период наступившей
«взрослости», самостоятельности, и в то же время еще не наступившей обремененности семьей, карьерой и проблемами со здоровьем. В этом возрасте активно проводится время в барах, дискотеках и различных тусовках.
Что толкает молодежь к алкоголю? Период экспериментов закончился, а употребление алкоголя переходит в личную привычку и семейную (дружескую) традицию. Посещение дискотеки без «подкрепительного» непривычно, свидание без «раскрепительного» неэффективно. Зачастую алкоголь выполняет роль антидепрессанта при конфликтах в семье и на работе, для снятия стресса и усталости. Таким образом, человек не замечает, как привычка постепенно перерастает в зависимость.

                        Как поговорить с подростком о ВИЧ-инфекции

К сожалению, на сегодняшний день тема ВИЧ-инфекции и СПИДа является очень актуальной, особенно для детей и подростков, которые не только являются одной из основных групп риска, но и зачастую не располагают достаточной информацией по данной проблеме. Родителям важно помнить, что именно они играют определяющую роль в жизни своих детей и поэтому разговор о ВИЧ-инфекции не должен считаться неприличным и неуместным.

Родителям важно помнить, что:

  • в семьях, где матери и отцы открыто говорят с детьми о половом поведении, риск столкнуться с подростковыми проблемами, касающимися данной темы, существенно снижается;
  • самым важным является время начала таких разговоров: они должны состояться до первого сексуального опыта;
  • следует выбрать повод для начала подобного разговора. Поводом могут послужить: статья, передача, фильм, рекламный ролик. Для начала разговора достаточно спросить: «А что ты об этом думаешь? Что ты слышал на эту тему?». А затем поделиться собственным мнением и ответить на вопросы ребенка.

Несколько важных правил для родителей:

  • слушайте, что говорит ребенок: если ребенок задает вам вопрос о половом поведении, то лучше в первую очередь спросить, что он сам думает об этом. Это поможет вам оценить уровень знаний ребенка и подобрать оптимальный ответ;
  • укрепляйте самооценку ребенка: исследования показывают, что низкая самооценка – один из главных факторов риска заболевания ВИЧ-инфекцией. Отсутствие должного уважения к себе может привести к тому, что юноша, под влиянием компании, не сможет отказаться попробовать наркотик, а девушка согласится на сексуальный контакт только ради того, чтобы не потерять расположения своего парня. Поэтому старайтесь чаще хвалить ребенка, ставить перед ним легко выполнимые задачи, уделять ему больше времени;
  • научите ребенка говорить «нет»: детям важно развить навыки, которые позволят им не поддаваться давлению в ситуациях, касающихся полового поведения, наркотиков и т.д. Можно проиграть с ребенком такие ситуации. Не менее важно обсудить с ребенком, чем настоящие друзья отличаются от ненастоящих – «хороший друг не будет уговаривать сделать что-то опасное»;
  • не избегайте разговоров с детьми: здесь речь о том, что зачастую родители «делят обязанности»: отец разговаривает на подобные темы с сыном, а мать – с дочерью. Однако, важно помнить, что мнение представителя противоположного пола поможет ребенку лучше разобраться в вопросах отношений. Ведь в будущем ему (или ей) предстоит разговаривать на подобные темы со своим партнером.

Что сказать ребенку о ВИЧ-инфекции:

  • ВИЧ – это вирус, который разрушает иммунную (защитную) систему организма;
  • ВИЧ не передается бытовым путем, общение с ВИЧ-положительными людьми полностью безопасно;
  • передачи этого вируса есть только в некоторых ситуациях, в основном при использовании чужих, недезинфицированных инструментов для инъекций (во время употребления наркотиков, нанесения татуировки, пирсинга), при незащищенных половых контактах, а также от матери к ребенку во время беременности, родов, кормления грудью;
  • определить, есть ли у человека ВИЧ, невозможно по внешним признакам. Для этого нужен специальный анализ крови;
  • существующий способ защиты от ВИЧ-инфекции во время половых отношений – это правильное использование презерватива. Не стоит бояться, что разговор о средствах контрацепции поощрит ребенка к раннему вступлению в половую жизнь. Напротив, он даст понять, что сексуальная жизнь требует ответственных решений.

          Профилактика табакокурения среди детей и подростков

Красочная реклама табачных изделий, большое количество курящих, доступность табачной продукции, – все эти и некоторые другие причины ставят проблему табакокурения достаточно остро. Будет ли профилактика табакокурения детей и подростков успешной, во многом зависит от семьи. Конечно, проблема, с этим никто не спорит! Но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение – такая уж страшная проблема. «Мой ребенок курит? Это ужасно!.. Не смей курить!». Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле… «Покуривает – плохо, конечно, но, слава богу, не пьет и не колется. Курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер… Беседу, конечно, надо провести, поругать…». В действительности же, от нашего отношения очень многое зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но – посмотрите вокруг! – число курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так бояться все родители). Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, тогда и сами не должны делать этого. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как мы себя ведем, следует еще до момента появления ребенка на свет. В идеале, ребенок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам. В жизни часто бывает не так, как хотелось бы, и в число значимых для подростка взрослых входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?
Во-первых, не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится, — обоняние у подростков острее, чем у взрослых. Это не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка к вам, а также подаст плохой пример: если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых, и никаких проблем. В такой ситуации надо честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, а старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы бросить и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием вы не подорвете свой авторитет, и ваши отношения станут более доверительными.
Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить дома, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по комнатам пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более, заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к людям в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении народа, курить только в отведенных для этого местах, не бросать окурки, пустые пачки от сигарет и т.д. Такое поведение показывает подростку, что некурение – нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения, и курильщики не хозяева положения.
Если вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решением, но не следует активно вовлекать его в этот процесс (особенно это касается младших подростков), так как такая ситуация может привлечь излишнее внимание к проблеме и спровоцировать интерес.
Если же вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, вам нравится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, тогда вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будьте последовательны в своих действиях и словах! В том случае, когда никто из домашних не курит, но у вас есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить у вас.                                                                             Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:
• разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;
• нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;
• нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение к ней, и на этой основе строить дальнейший разговор;
• таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

Устранение причин курения

Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать для этого.

Причины Действия
Из любопытства Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные ему.
Чтобы казаться взрослее Подростка может не удовлетворять статус в семье: он уже вырос, а к нему относятся, как к ребенку. Скорректируйте свое отношение – подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого, он должен получить больше свобод, чем раньше
Подражая моде Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего человека весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критически относиться к получаемой извне информации. Расскажите, что во многих развитых странах курение не модно, а курящие имеют ограничения в правах.
За компанию Оградить ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато вы можете научить его самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.

Все то, что поможет подростку в этом возрасте избежать вовлечения в табакокурение, еще не раз пригодится ему в дальнейшем.

Если ваш ребенок курит:

Вы узнали, что ваш ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, так как волнение или гнев никогда не помогают решать проблемы. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудите с ним возникшую проблему, скажите, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней самому (самой) и познакомить подростка. Нельзя запугивать ребенка или предоставлять ему недостоверную информацию. Четко заявите свою позицию относительно курения, не отвергая при этом самого ребенка и не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, потому что избавление от курения требует времени.

 

                                         КУРЕНИЕ И ДЕТИ

Все больше подростков оказывается втянутыми в курение со школьной скамьи.

Курящие подростки становятся беспокойными, теряют аппетит, плохо спят, отстают в росте и развитии. У школьников в результате курения ослабевает внимание, ухудшается память, снижается успеваемость. Они начинают худеть, мышечная сила у них ослабевает, появляется сердцебиение. Но самые тяжелые последствия курения проявляются спустя годы в виде серьёзных хронических заболеваний. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

Смертельная доза никотина для взрослого — пачка, выкуренная сразу. Для подростка — ПОЛ ПАЧКИ (!). Недаром говорят: «Капля никотина убивает лошадь.» Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма. Зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных 2-3 сигарет — из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.

Опасность «лёгких» сигарет

Безвредных табачных изделий не существует. В этом состоит их основное и принципиальное отличие от любых других товаров, предназначенных для свободного и легального потребления людьми.

Вредных веществ во вдыхаемом дыме очень много. В первую очередь принято сравнивать показатели содержания смол и никотина, которые по новому закону производители обязаны указывать на пачке.

Однако здесь таится коварная ловушка. Не думайте, что если Вы курили сигареты, на которых написано «10 мг смолы» и перешли на какой-нибудь супер лайт «1 мг», Вы будете получать в 10 раз меньше вредных веществ, и сократите вред своему здоровью в 10 раз. Увы. Хотя табачная индустрия и пытается поддерживать такое мнение, исследования доказали, что это не так. Переходя на облегченные сигареты, курильщики увеличивают количество выкуренных сигарет, объем затяжек, затягиваются чаще и сильнее, а также блокируют отверстия в фильтре, что приводит к увеличению полученной дозы никотина, а, следовательно, и смолы.

Табачным компаниям выгодно стимулировать переход на «легкие» сигареты: они стоят дороже, и курильщик выкуривает их большее количество. Что еще важнее для табачной промышленности — из-за легких сигарет многие курильщики не бросают курить.

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИН

Очень вредно курение для организма женщин и девушек, так как оно способствует быстрому увяданию организма. У курящих женщин раньше появляются морщины, грубеют черты лица, кожа приобретает неприятный сероватый оттенок, голос становится хриплым, грубым, зубы желтеют, изо рта дурно пахнет. Курящая женщина, девушка теряет свою женственность.

Кроме того, под влиянием курения у женщин нарушается половая функция — курение может препятствовать зачатию, а если такое чудо всё же случается, то курение во время беременности на 50% увеличивает риск иметь ребёнка с умственной отсталостью, а иногда оборачивается выкидышем, гибелью плода или внезапной смертью младенца. Особенно опасно курение в последние 6 месяцев: «всего» 1 пачка сигарет в день — и родившийся ребёнок почти обязательно (в 85% случаев) будет умственно отсталым, а может быть ещё и глухим.

Отмечаются преждевременные роды, выкидыши, мертворождение и гибель новорожденного в первые дни и месяцы жизни. Подсчитано, что каждый пятый из умерших в раннем детском возрасте детей был бы жив, если бы их матери не курили.

Доказано также, что во время беременности никотин поступает в кровь плода, а после родов – в молоко. Таким образом, никотин продолжает отравлять ребёнка, который питается грудным молоком. Дети, рождённые от матерей, злоупотреблявших курением, бывают беспокойными и часто плачут из-за того, что им не хватает никотина, к которому они привыкли в чреве матери. Кстати, у курящих женщин часто не хватает молока, и им раньше срока приводится переводить детей на искусственное вскармливание.

Курение – привычка, противная Глазу, омерзительная Носу, вредная Мозгу, опасная Легким.

Предлагаем Вам несколько советов, которые помогут вам бросить курить:

  1. Поверьте в себя. Поверьте, что вы можете бросить. Вспомните самые сложные вещи, которые вы делали и осознайте, что у вас есть сила воли и решимость бросить курить. Все зависит от Вас.
  2. Создайте свой собственный план, как бросить курить.
  3. Изложите на бумаге причины, по которым Вы хотите бросить курить (преимущества жизни без курения): жить дольше, чувствовать себя лучше, для своей семьи, сберечь деньги, пахнуть лучше, легче найти пару, и т.д. Вы знаете, что плохого в курении и что Вы приобретете бросив. Запишите все на бумаге и читайте ежедневно.
  4. Попросите свою семью и друзей поддержать Вас в Вашем решении бросить курить. Попросите их о полной поддержке и терпимости. Поставьте их в известность заранее, что Вы, возможно, будете раздражительным даже раздражающим во время расставания с этой вредной привычкой.
  5. Назначьте дату окончания курения. Решите, в какой день Вы расстанетесь с сигаретами навсегда. Запишите эту дату. Спланируйте ее. Подготовьте свой мозг к «первому дню Вашей новой жизни». Вы даже можете провести небольшую церемонию по поводу Вашей последней сигареты или утра дня отказа от курения.
  6. Поговорите с Вашим врачом по поводу отказа курить. Если курильщик не в силах преодолеть привычку и самостоятельно бросить курить, надо прибегнуть к помощи врача. Лечение курильщиков проводится комплексно: психотерапия, успокаивающие медикаменты, средства, понижающие тягу к табаку. Поддержка и направленность, полученные от врача — проверенный способ улучшить Ваши шансы на успех.
  7. Начните делать зарядку. Спорт просто несовместим с курением. Упражнения снимают стресс и помогают Вашему телу восстановиться от вреда нанесенного сигаретами. Если необходимо, начинайте постепенно, с короткой прогулки раз или два в день. Доведите это до 30-40 минутных упражнений 3 или 4 раза в неделю. Посоветуйтесь с врачом, прежде чем начнете любые упражнения.
  8. Делайте глубокие дыхательные упражнения каждый день по 3-5 минут. Очень медленно вдохните через нос, задержите дыхание на несколько секунд, очень медленно выдохните через рот. Попробуйте делать дыхательные упражнения с закрытыми глазами и переходите к п.9
  9. Отчетливо представьте себе, как Вы перестанете быть курильщиком. Во время дыхательных упражнений п.8 Вы можете закрыть глаза и вообразить себя некурящим. Вы должны увидеть себя наслаждающимся упражнениями п.7. Представьте себя отказывающимся от предложенной сигареты. Увидьте, как Вы выбрасываете все свои сигареты прочь и получающим за это золотую медаль. Развивайте свои собственные креативные представления. «Визуализация» сработает.
  10. Уменьшайте количество сигарет постепенно (если Вы уменьшаете количество сигарет, обязательно назначьте день ОКОНЧАТЕЛЬНОГО отказа от курения). Способы постепенного отказа от курения включают в себя: планирование количества выкуриваемых сигарет на каждый день до окончания курения, уменьшения количества выкуриваемых сигарет каждый день, покупку сигарет в количестве не больше одной пачки, замену марки, чтобы не так нравился процесс курения. Отдайте свои сигареты кому-нибудь другому, чтобы Вам приходилось каждый раз их просить, когда Вы захотите курить.
  11. Попробуйте «завязать» — бросить курить раз и навсегда. Многие курильщики проверили на себе, что единственный способ расстаться с сигаретами — бросить резко и полностью, без попыток уменьшить количество выкуриваемых сигарет. Тем не менее, найдите метод, который будет наиболее подходящим для Вас: бросать постепенно или сразу. Если один из методов не сработает — попробуйте другой.
  12. Найдите себе партнера — другого курильщика, который также хочет бросить курить. Подбадривайте и помогайте друг другу, обращайтесь к другу, когда почувствуете, что не выдерживаете. Зайдите к нам на Форум или в чат, там наверняка найдется помощь.
  13. Тщательно чистите зубы. Обращайте внимание на то, как быстро улучшается их состояние, и как они белеют. Представьте себе и получите удовольствие от мысли о том, как они будут выглядеть через месяц, три или год.
  14. После того как Вы бросили курить, запланируйте отметить круглые даты на Вашем пути от курящего к некурящему. Через 2 недели — сходите в кино. Чрез месяц — сходите в хороший ресторан или в кафе (обязательно сядьте в секции для некурящих!). Через 3 месяца — проведите выходные в Вашем любимом месте. Через 6 месяцев — купите себе что-нибудь серьезное. Через 1 год устройте себе вечеринку. Пригласите свою семью и друзей на «день рождения» человека, который приобрел шанс прожить долгую и здоровую жизнь.
  15. Пейте много воды. Вода хороша в любом случае и большинство людей не пьют ее в достаточном количестве. Вода поможет «вымыть» никотин и другую химию из организма, к тому же она поможет снять тягу к сигаретам, отвечая на «запросы рта». 16. Осознайте, в какое время у Вас появляется желание курить, например: во время стресса, после еды, во время прибытия на работу и т.д. Постарайтесь избегать этих ситуаций, а если это невозможно — найдите другие модели поведения в эти моменты.
  16. Найдите что-нибудь, что можно держать в руке и во рту, что бы заменить этим сигареты. Попробуйте использовать соломинки для питья, можете так же попробовать заменители сигарет
  17. Носите с собой фотографию своей семьи или того, кто Вам дорог. Напишите на листе бумаги: ”Я бросаю для себя и для тебя (вас)” и прикрепите его к фотографии. Когда у Вас появится желание курить, посмотрите на фотографию и прочтите надпись.
  18. Каждый раз, когда у Вас появляется желание курить, вместо того, что бы закурить запишите свои чувства или все, что у вас на уме. Носите этот лист всегда с собой.
  19. Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети не курили, будьте сами для них примером: не курите в присутствии детей, а лучше – бросайте сами курить.
  20. Не начинайте курить и не разрешайте курить в вашем присутствии!

Желаем успехов в вашем стремлении бросить курить. Это того стоит!

 

                                                        Беседа: «Осторожно – наркотики».

Наркомания — болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, вызывающим нарушение психики, галлюцинации, бред. Различия между наркоманией и токсикоманией с медицинской точки зрения нет: тяжелейшие расстройства психики, разрушение всех органов и систем человеческого организма, преждевременная смерть — вот последствия для здоровья в том и в другом случаях. Чаще всего употребление наркотических препаратов начинается в молодом возрасте, нередко к наркотикам и токсическим веществам приобщаются 10—12-летние дети. Основным мотивом, толкающим молодежь к наркотическому дурману, является любопытство и подражание, а иногда к употреблению наркотиков приучают и принуждают более опытные товарищи, которые затягивают новичков в свои сети, «угощая» дорогостоящим зельем. Среди молодежи нередко существует расхожее представление: если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. Однако это опасное заблуждение. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Постепенно все имевшиеся ранее у подростка интересы и увлечения пропадают. Появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, исхудание. Облик человека, постоянно принимающего наркотическое зелье, далек от привлекательности: гнилые зубы, преждевременное облысение, желтушно-серая кожа, лицо с ранними морщинами — типичный портрет наркомана. Прием наркотика обязательно приводит к изменению психики человека, что проявляется в грубости, равнодушии к окружающим, жестокости, трудности в общении. Поведение наркомана настолько зависит от этого ощущения сиюминутного удовольствия, что заставить его осмыслить грозящую опасность невозможно. Через определенное время наступает такой момент, когда наркотики нужны ему вовсе не для веселого настроения, а для поддержания относительно нормального самочувствия. Жизнь без них становится невозможной. Очень часто молодые люди сами готовят одурманивающие и наркотические вещества (кустарным способом) и вводят их всем членам «семьи» — так они называют свои группы. Нравы такой семьи бесчеловечны и жестоки! Тот из скатившихся вниз, кто воровать не может, становится подопытным «кроликом», на нем испытывают неизвестный препарат, не зная, каким будет его действие. Он принимает первым — либо погибает, либо выживает. Это страшно, но все же даром. Ведь несчастные больные люди, привыкшие к наркотикам, готовы отдать любые деньги за одну дозу. Мучительная зависимость от наркотика толкает человека на все — обман, воровство и даже убийство, лишь бы добыть наркотик. Среди наркоманов часто встречаются случаи одного из серьезнейших заболеваний нашего времени — СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита), не поддающегося никакому лечению. Наркоманы губят не только себя и своих близких, но и будущее потомство, так как их дети рождаются с глубокими психическими и физическими уродствами. Те, кто употребляют наркотики, чаще всего умирают молодыми. Врачи редко сталкиваются с наркоманами-стариками, так как даже до среднего возраста эти люди не доживают. Связано это не только с истощением организма, который не в состоянии выдержать изнурительного взбадривания стимуляторами, но и с частыми попытками самоубийства, с передозировкой наркотика, с заражением крови грязным шприцем, с развитием целого ряда сопутствующих заболеваний. Юноши и девушки, помните! Сам факт одноразового приема наркотика или вдыхания летучих токсических веществ может стать причиной вашей гибели. Даже однократный прием наркотиков формирует тяжелейшее заболевание и увеличивает риск заражения неизлечимой болезнью (СПИДом). Никогда не пробуйте наркотические вещества. За минуты в дурмане — страшные последствия. НАРКОТИКИ: КАК СКАЗАТЬ: “НЕТ” в последние годы в школах страны наблюдается резкий рост потребления различных наркотических веществ, включая самые опаснейшие, такие, как героин. В связи с этим чрезвычайно актуальной стала антинаркотическая пропаганда. Особая роль здесь принадлежит учителям биологии как наиболее осведомленным и о механизмах действия наркотиков, и о всех опасностях, связанных с их употреблением. Ведя доверительную беседу с учащимися о всех негативных последствиях употребления наркотиков, важно одновременно рассказывать и о приемах вовлечения наркоторговцами подростков. Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребления снижается. Все большее число молодых людей считают, что использование определенных видов наркотиков не приносит особого вреда. Кроме того, необходимо информировать школьников о природе наркоманий, сути этого тяжелейшего заболевания и на доступном для подростков уровне рассказывать о формировании и развитии психической и физической зависимости от наркотиков. Миф первый. Попробуй — пробуют все. Это неправда: обследования показывают, что, например, в США меньше чем один из пяти старшеклассников употребляет марихуану. Конечно, и эти цифры вызывают большую тревогу, но ведь более 80% юношей не удалось склонить к употреблению наркотиков. Они уже никогда не будут жертвами наркомании! Чаще всех жертвами ложной аргументации становятся подростки невысоких психологических устоев: конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, подверженные вспышкам гнева, агрессивности. Такие личности неспособны к целенаправленной деятельности, плохо успевают, отстают в психофизиологическом развитии. Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики. Миф второй. Попробуй — вредных последствий не будет. Это ложь. Прежде всего пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одного — двух приемов. Кроме того, существуют индивидуальные различия в чувствительности организма, даже возможна гибель при первой же инъекции. Большой разброс индивидуальной чувствительности характерен, например, для кокаина и его производных («крэк»), что иногда приводит к летальным исходам из-за сердечной недостаточности. В условиях подпольного кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещество. В клинической практике описано множество случаев тяжелых отравлений, вызываемых токсическими примесями в кустарно изготовленных наркотиках. Миф третий. Попробуй — если не понравится, прекратишь прием. Про физическую зависимость («ломку») школьники кое-что слышали. Однако они убеждены, что ее можно преодолеть, например, с помощью врачей. Дескать, особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей (а ты, конечно, волевой!), в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать наркотики. При этом обычно находится свидетель, который знаком с тем, кто после периода серьезного злоупотребления, проявив волю, прошел через «ломку» и теперь вот уже месяц (два, три) наркотики не употребляет — никаких последствий. Учащиеся должны знать, что в настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам. В ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости. Дело в том, что мозг «помнит» все. Это, в частности, иллюстрируется псевдоабстинентным синдромом, когда у наркомана после периода довольно длительного воздержания (8-10 мес.) могут снова появиться симптомы даже «ломки». Миф четвертый. О существовании «безвредных» наркотиков. Безвредных легких наркотиков не существует. Не все наркотики вызывают физическую зависимость, но все они, даже при незначительном употреблении пагубно влияют на личность. Уместно напомнить, что психическая зависимость часто развивается даже в случае употребления таких «легких» нар котиков, как марихуана. Подростки должны знать, что тот «добрый» приятель или знакомый, который будет убеждать попробовать «травку» просто из любопытства,  если не понравится, всегда можно бросить, как правило, преследует самые корыстные цели, жестоко используя неопытного юношу. Школьнику нужно помнить, что никто из погибающих наркоманов не собирался продолжать прием наркотиков, все хотели лишь попробовать, удовлетворить любопытство. Конец, как правило, трагичен: загублена человеческая судьба, сама жизнь!

                         Расстройства половой идентификации у детей

 

Расстройства половой идентификации у детей – это психосексуальные отклонения детского возраста, характеризующиеся устойчивым и интенсивным непринятием своего пола, сильным желанием изменить его на противоположный. Пациенты постоянно стремятся одеваться и действовать в соответствии со своей психологической гендерной принадлежностью. Ожидают отношения к себе окружающих как к представителю другого пола. Иногда расстройства данной группы перерастают в транссексуализм у взрослых. Диагностика выполняется методом опроса родителей, беседы и наблюдения за поведением ребенка. Лечение основано на поведенческой психотерапии.

Половая идентификация – процесс установления соответствия психологического и биологического компонента гендерной принадлежности; осознавание и принятие человеком истинного пола, а также приписываемых социальных ролей (муж, брат, мать), поведения, внешнего вида. В детстве нарушения половой принадлежности проявляются задолго до пубертатного периода, симптомы устойчивы и наблюдаются в течение 1-2 лет. Диагноз в 3 раза чаще выставляется мальчикам.

Причины

Исследования этиологии продолжаются. Установление причин позволяет специалистам определить патогенетические механизмы, составить прогноз, подобрать наиболее эффективное лечение. Развитие расстройств связывают с влиянием двух групп факторов: конституциональных и средовых. К ним относятся:

  • Пренатальные гормональные сдвиги.Эндокринный статус женщины во время беременности может повлиять на становление половой идентификации. Чаще всего наблюдается повышенный или пониженный уровень тестостерона, провоцирующий соответственно маскулинность или феминность ребенка.
  • Височная эпилепсия.Выявлена положительная связь между частотой транссексуализма и височной формой эпилепсии. При своевременном начале терапии антиконвульсантами удается избежать расстройств идентификации пола.
  • Патологии хромосомного пола.РПИ возникают у пациентов с изменением числа или строения половых хромосом. Наиболее распространенным заболеванием является синдром Клайнфельтера, при котором у мужчин развиваются фенотипически женские черты (гинекомастия, удлиненные ноги и руки), определяющие искаженное восприятие половой принадлежности.
  • Нарушение детско-родительских отношений.В основе правильной полоролевой идентификации лежит подражание поведенческой модели родителя того же пола. У мальчиков РПИ формируется в результате патологической тесной связи с матерью, фиксации в роли маленького ребенка. У девочек аналогичные искажения происходят при вынужденной необходимости проявлять самостоятельность и агрессивность с ранних лет.
  • Отсутствие однополых друзей.Гендерные модели взаимоотношений, социокультурные ожидания усваиваются в процессе общения со сверстниками. РПИ возникают при частом выборе игр противоположной половой принадлежности («казаки-разбойники» или «дочки-матери»), при отсутствии положительного подкрепления правильного поведения взрослыми.

Патогенез

Существует большое количество теорий, объясняющих патогенетическую основу РПИ. В настоящее время исследователи признают, что становлению нарушений половой идентификации способствует сочетанное воздействие сенсорных, биохимических и психологических факторов, среди которых доминирующую роль играет характер обращения родителей на ранних стадиях развития ребенка. Относительно стабильное представление о половой принадлежности формируется у ребенка к 3-5 годам и обычно не меняется на протяжении всей последующей жизни. Но, если, например, девочку растят и воспитывают как мальчика, она будет воспринимать себя мальчиком, даже несмотря на отношение окружающих и развитие вторичных половых признаков (увеличение груди, менструации, округление бедер).

Среди патологических механизмов отношений «родитель-ребенок» выделяют симбиоз, когда близость с родителем ослабляет осознание ребенком собственной идентичности. Еще один вариант – жестокое обращение отца или матери. В таких случаях РПИ возникает как защитный механизм, основанный на фантазиях о том, что смена пола улучшит отношение взрослого («будь я девочкой, они бы меня не били»). На физиологическом уровне зачастую обнаруживается нарушение дифференциации мозговых структур, ответственных за половое поведение.

Классификация

В психологии половая идентичность рассматривается как компонент самосознания, включающий субъективное восприятие себя и поведенческие проявления половой роли на различных этапах психического и сексуального развития. Процесс гендерной идентификации подразделяется на собственно половую идентичность, полоролевую идентичность и сексуальную ориентацию. Согласно этому выделены следующие варианты РПИ:

  • Транссексуализм.Гендерная идентичность противоположна биологическому полу, данному с рождения. Дети ведут себя, одеваются соответственно психологическому восприятию.
  • Трансвестизм.Проявляется стремлением переодеваться в одежду представителей иного пола для получения чувственного удовольствия. Сохраняется восприятие своего анатомического пола.
  • «Симптоматические» РПИ.Эта группа расстройств развивается на фоне психических и психоневрологических заболеваний. Наиболее часто нарушения идентификации пола диагностируются у больных с шизофренией, ядерными расстройствами личности, органическими поражениями ЦНС.

Симптомы РПИ у детей

Мальчики с РПИ, начиная с дошкольного возраста, больше увлечены играми для девочек и по возможности переодеваются в женскую одежду, используют бижутерию и аксессуары. Они проводят много времени в девчоночьих компаниях – прыгают в скакалку, «классы» и «резиночки», принимают роли мам, дочек, принцесс, ведьм. Увлекаются приготовлением пищи, заботой о домашних питомцах, поддержанием порядка в комнате. Интересуются видами женских причесок, учатся плести косы куклам и подружкам. Когда существует возможность выбора партнера для игр, предпочитают девочек. В период обучения ребенка в младшей школе нарастает презрение, и возникают гонения со стороны окружающих. Травля достигает своего пика в средних классах. Мальчики подвергаются унизительным насмешкам, вербальной и физической агрессии от сверстников мужского пола. Открытое женское поведение постепенно уменьшается в позднем подростничестве, но в юношеском возрасте и позже в 30-60% формируется гомосексуальная ориентация.

В клинической практике РПИ девочек диагностируются реже. Основной симптом – мальчиковое поведение. Определяется повышенный интерес к соревновательным видам спорта, дракам, спорам, играм, требующим приложения физической силы. Классический образ – девочка-сорванец. Она отвергает кукол, платья, ролевые игры, требующие исполнения женских функций – ухода за детьми, приготовления пищи, обустройства дома. Лучшими друзьями становятся мальчики, а хорошо развитые физические навыки позволяют конкурировать с ними в скорости, ловкости, силе и смелости. Девочки практически не подвергаются осуждениям и гонениям окружающих. Однако в подростничестве и юности возможны пренебрежительные и унизительные замечания от сверстниц, ценящих женственность. Большинство пациенток в молодости отказываются от демонстрации маскулинности, лишь у некоторых сохраняется транссексуализм.

Осложнения

Дети с расстройствами половой идентификации нуждаются в психологической поддержке. Ее отсутствие приводит к состоянию острой дезадаптации и эмоционально-поведенческим нарушениям. Пациенты переживают постоянные конфликты с родственниками, не находят понимания среди сверстников, подвергаются унижениям и травлям. Оставаясь в одиночестве, переживают стыд, отчаяние, впадают в депрессию. В ситуации жесткой критики и давления подростки нередко решают, что суицид – единственный способ разрешения проблем. В поиске принятия и любви они могут стать жертвами сексуальной эксплуатации. Тяжелые проявления РПИ включают отвержение анатомических структур пола. Девочки утягивают грудь плотной тканью, отказываются от еды, чтобы избежать округления фигуры, самостоятельно принимают препараты, предотвращающие менструацию. Мальчики совершают акты самоповреждения, стремясь избавиться от полового члена и яичек.

Диагностика

Обследованием детей с подозрением на расстройства гендерной идентификации занимается врач-психиатр. Специальных методик не разработано, диагноз выставляется на основе клинических данных, полученных в ходе наблюдения, беседы с родителями, ребенком. Ключевой диагностический критерий – постоянное желание быть представителем пола, противоположного биологическому. Этот симптом проявляется специфическим поведением и внешним видом.

Обычно расстройства дебютируют в дошкольном возрасте, реже в раннем детстве и младших классах. Обязательное условие в том, чтобы манифестация произошла до начала полового созревания. Характерная особенность детей – отрицание переживаний по поводу своего биологического пола. Негативные эмоции связаны с нарушением социальной адаптации. Дифференциальная диагностика включает различение РПИ с эгодистонической ориентацией по полу, расстройством формирования сексуальности, расстройством психосексуального развития.

Лечение РПИ у детей

При определении тактики терапии специалист выясняет, насколько сам ребенок или подросток мотивирован к формированию гендерной идентичности, которая соответствует истинному полу. Если пациент высказывает желание оставаться таким, какой он есть, психотерапевтическая помощь ограничивается рекомендациями по коррекции поведения и консультациями, помогающими понять заболевания и спрогнозировать будущее. В полную схему лечения включены:

  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.Поведенческий компонент терапии направлен на модификацию соответствующего противоположному полу поведения с целью сделать его приемлемым для социального окружения и уменьшить дезадаптацию. Если ребенок согласен на изменение своего восприятия, проводится работа с образом тела, формируется позитивная связь с истинным биологическим полом. Когнитивный компонент психотерапии ориентирован на осознание эмоциональных переживаний и обучение управлению ими, на составление личного жизненного плана, обсуждение сексуальных предпочтений.
  • Семейное консультирование.Психолог дает родителям информацию о природе заболевания, развивает в них принятие позиции ребенка, поясняет, с чем может быть связано отсутствие терапевтической мотивации, рассказывает о возможном развитии истинного транссексуализма, проведении гормональной терапии и операции по смене пола после достижения 18-22 лет. Совместные беседы в рамках семейного консультирования нацелены на выработку коммуникативного навыка – умения говорить и договариваться, не используя упреки и осуждения.
  • Семейный психоанализ.Психодинамическая терапия (психоанализ) позволяет переработать незавершенные психические конфликты и проблемы в семейных отношениях, спровоцировавшие РПИ. На сеансах психотерапевт обсуждает методы воспитания, чувства родителей к ребенку и его половой принадлежности, цели и желания родителей, желанность или неожиданность беременности. Откровенная беседа с маленьким пациентом выявляет его страхи, тревоги, подавленные желания.

Прогноз и профилактика

Исход расстройства существенно благоприятнее в тех случаях, когда у пациента имеется мотивация к достижению идентичности, соответствующей анатомическому полу – снижается вероятность вторичных психических нарушений, улучшается адаптация в семье и школе, развивается принятие себя. Профилактика РПИ сводится к правильному половому воспитанию детей. Необходимо исключить гиперопеку и гиперконтроль, родителям одного с ребенком пола следует демонстрировать любовь и уважение к своему телу, своей социальной роли, бытовым обязанностям; родителям противоположного пола – подчеркивать разницу между собой и ребенком (девочке: «давай я сумку понесу, я – мужчина», мальчику – «сынок, помоги мне с сумками, ты же сильный»).